Знаменитая кофейня «Грот» - пристанище для тусовщиков и столичных фарцовщиков - располагалась у подножья лестницы, что ведет к кинотеатру «Дружба». Возле самого кафе стояли столики с интересными и пижонскими американскими летними зонтиками, благодаря которым заведение получило неофициальное название в молодежных кругах – «Мичиган». Что касается атмосферы кафешки, то ее очень тонко передал советский писатель и диссидент Виктор Некрасов: «Большинство посетителей друг друга знают. Сидят компаниями. Время от времени кто-нибудь бежит в гастроном».
Застолье примерно выглядело таким образом. Сначала завсегдатаи кафе (чаще всего - «мужики постарше») заказывали «чайковского» – чай, который подавали в «Мичигане» в граненых стаканах. Затем все скидывалась «по рябчику» (то есть – по рублю). Когда нужная сумма наскребалась, компания «засылала гонца», которому поручалось либо доставить «Асю», либо принести «тетю Песю», либо найти «Петра Петровича». Впрочем, иногда просили разведать насчет «КВН» или раздобыть «биомицин». Названия эти ничего общего с женщинами или клубом веселых и находчивых не имели - «Асей» на жаргоне называли крепленое вино «Аромат степу»; «тетя Песя» - белое сухое «Перлина степу»; «биомицин» – крепленое «Біле міцне»; «Петр Петрович» – портвейн, а «КВН» – аббревиатура «крепкого виноградного напитка». Гонец мигом отправлялся в Центральный гастроном, где в ассортименте были все вышеперечисленные напитки. Вход в «вино-водочный» находился со стороны ул. Ленина (сейчас Б. Хмельницкого), напротив ЦУМа. Когда гонец возвращался, кто-то из «мичиганцев» разливал спиртное по стаканам из-под чая. Скромную закуску заказывали, собственно, в кафе.
Алексей Николаевич, 56 лет: «Грот был весьма хорош в смысле дизайна: такой интимный и пафосный… Заходил туда частенько с подружкой перед визитом в «Дружбу». Правда, заказывали там немного: любили молоко с пражским тортом – вот это было действительно вкусно! Давно не ел таких вкусных тортов…».
Уже к концу 1940-х годов на Аскольдовой могиле вовсю действовал целый парковый комплекс, одной из достопримечательностей которого был ресторан «Зозуля». В заведении было большая летняя площадка, а также маленький зимний зал в центре, и еще – два своеобразных летних кафе с буфетами, столиками и стульями, расположенными по бокам помещений – они находились за оградой самого ресторана. Заманчивым в тех кафешках было то, что можно было приносить (и распивать, естественно) свой алкоголь.
Незабываемую романтическую атмосферу в «Зозулі» создавала живая музыка, зеленые ветви вековых деревьев и, конечно же, потрясающий вид на склоны Днепра. А каждая вечеринка, юбилей, день рождения заканчивались обычно прогулкой по Петровской аллее и Парковой дороге.
60-летний киевлянин Петр Шамрай вспоминает: «Еще в 70-х мне посчастливилось побывать в «Кукушке». Гуляли день рождение друзей семьи. Как сейчас помню «цыпленка табака» в соусе ткемели и зайца под сметанной подливкой! А еще горилка с перцем! Атмосфера – не передать словами… Свежий воздух, живая музыка, Днепр, молодость…»
Правда, цены в ресторане были немалые - заведение относилось к «люксу». В 2000-х средний чек колебался от 200 до 400 грн.
На сегодняшний день «Зозуля», к сожалению, канула в лету, уступив место вертолётной площадке, которая какого-то понадобилась сбежавшему «легитимному»…
«В «Львівську браму» очень часто после школы заходили, там был вкусный десерт: шоколадный мусс в гранёном стакане, политый взбитыми сливками». Такие воспоминания коренной киевлянки Лидии. Кафе на Львовской площади (на углу ул. Ярославов вал и ул. Воровского, которая сейчас Бульварно-Назаровская) посещали, наверное, все киевляне и гости столицы. Многие свои первые коктейли в жизни пробовали именно там. Подавались они не только в граненых стаканах, но и в изысканных высоких бокалах. Коктейли были многослойные (в том числе – алкогольные) и разноцветные. Очень популярный - со взбитыми сливками, мороженым, сиропом, прослойкой желе и тертым шоколадом. Такой коктейль стоил три-четыре рубля. Причем девчата ели их послойно, а парни – взбалтывали коктейли трубочкой. Еще в «Львовской браме» продавали пирожные, тортики и прочие десерты и сладости. Кафе было местом сбора молодой богемы – не зря рядом театральный и художественный институты.
В 2000-е в кафе можно было отведать холодное львовское пиво с орешками, аппетитное мясо, а также легкие салаты, изысканное вино и ароматный кофе.
Кстати, в честь этого заведения названа вечно перспективная станция метро «Львівська брама». К сожалению, эта культовая кафешка, как и многие другие, уступила в борьбе с сетями шаблонных ресторанов.
В кафешке «Крещатый яр» (на углу Крещатика и Свердлова, которая теперь Прорезная) во времена «союза» собирались так называемые мажоры. Хотя и интеллигенция это место тоже любила. Кстати, «Крещатый яр» даже был под наблюдением органов КГБ, ведь в кафе работал самиздат, и частенько продавались запрещенные в СССР книги.
Несмотря на то, что кафе славилось декором и диссидентским духом, киевлянин Михаил не очень восхваляет «Крещатый яр» (впрочем, как и о многих остальных подобных кафе и ресторанов): «Чтобы выпить чашечку кофе, приходилось ждать довольно долго. Меню не отличалась широким ассортиментом… Лично я, чтобы поесть или перекусить, предпочитал другие заведения: более видные, чистые, хотя и менее пафосные, но с ценами такими же, как и в том же «Яре». Хотя, конечно же, для студентов, которые считали себя «прогрессивным движением», «Крещатый яр» был некой меккой…» Несмотря на все незначительные «минусы», «плюсов» посетители находили больше – очередь в кафе была постоянно.
Помещение кафе было двухъярусным с прекрасными фресками, о которых стоит сказать подробнее. В настенных панно, витражах и чеканке, выполненных группой художников под руководством Бориса Плаксия, были отражены основные этапы истории города – Киевская Русь, бунтарь Тарас Шевченко со своим пристальным взглядом, романтико-опоэтизированный Сергей Параджанов, Станислав Вышинский... Вольнодумные росписи очень хорошо вписывались в элитарный дух кафе, где собирались киевские поэты, художники, журналисты, артисты. Ходят легенды, что частым гостем в «Крещатом яре» был и всем известный ведущий Дед Панас, приходивший опохмелиться именно сюда. Хотя, другая легенда гласит, что Петр Вексляров (тот самый Дед Панас) «заседал» в другом заведении на Прорезной – распивочной «Оксамит».
А еще «Крещатый яр» загадывается в романе Натальи Тисовской «Соло для компьютера». Вот небольшой фрагмент из произведения: «Мені відома тільки одна Яма: це кафе «Хрещатий яр» на Прорізній, де подавали найкращий у світі гарячий шоколад, та коли я туди вчащала, вулиця ще називалася Свердлова. І відома мені лише одна людина, яка могла це місце так назвати. Останній раз ми були там років зо три тому, – чи є там іще кафе?».
Там, где на Прорезной сейчас паб «Сундук» [прим: уже нет], когда-то была легендарная распивочная «Оксамит». Названая в честь марочного вина «Оксамит України», в народе она получила прозвище «Три ступеньки». Там был широкий выбор марочных вин, особая атмосфера и, конечно же, постоянные именитые клиенты. «Рюмочная» здесь была еще с сороковых (!) годов. Интерьером с деревянными панелями, чеканкой и стильными панно с изображением лейблов культовых советских марок шампанского и вина, принесшим распивочной любовь киевлян и гостей города, «Оксамит» обязан художнику-декоратору Ивану Игнатенко - именно он занялся помещением в 70-х годах.
Григорий Янович, 54 года: «Кто в Киеве хоть раз не бухал стоя в этом вечном генделыке? Старые стулья и характерные круглые столики, фаянсовые чашки с отбитыми ручками и чайными ложками общего пользования… Там полировались после «Лейпцига» (ресторан, который находился на Прорезной – прим. автора) или перед ним. Вся киевская интеллигенция прошла через этот незатейливый гендель. К сожалению, капитализм непобедим… Через дорогу, кстати, чуть ниже была известная «Зустрич». Прекрасный трехэтажный комплекс в старинном жилом доме. Там и накатить, и поесть, и не дорого, и в центре, и весело. Тысячи воспоминаний молодости об этих распивочных!»
Благодаря удачному расположению, генделык, несмотря на малое количество мест, был весьма популярным. Мало того, местные завсегдатаи в один голос утверждали, что «если бы кто-нибудь решил записывать всех известных людей, посетивших эти гостеприимные стены, дом был бы сплошь покрыт мемориальными досками - под самую крышу».
А вот киевлянину Павлу (46 лет) посчастливилось посетить «Оксамит» перед самым закрытием этого заведения в конце «нулевых»: «Такое впечатление, что попал эдак лет на двадцать назад. Все напоминало то время: столы, оббитая дерматином барная стойка, даже бумажные салфетки – аккурат из времен совдепа. Самое приятное, что это не специальная подгонка под советский стиль, а просто естественное состояние этого милого и уютного заведения. Единственное, что отличало его от 80-х, это очень вежливый персонал. Ну и, конечно, игровые автоматы...»
«Ну и, понятное дело, гранчаки, чашки с отбитыми ручками и алюминиевые чайные ложки. Три маленьких круглых столика и один – побольше, табуретки. Портвейн по пять гривень стакан. Кофе и томатный сок «на запивку».
В «Оксамите» потчевались вином и кофе композитор Платон Майборода, актер Анатолий Хостикоев, кинорежиссеры Сергей Параджанов и Василий Шукшин (когда бывал в Киеве). Здесь бывал писатель Виктор Некрасов. Киевляне любили и уважали диссидента, поэтому если ему доводилось «перебрать», без доли упрека провожали Некрасова домой – в Пассаж.
Закрылся в мае 2008-го.
Все, чья молодость пришлась на 80-90-е годы, с теплотой вспоминают старый кофейный подвальчик на Большой Житомирской, официально носивший название «Квинта». Но вот в народе прижилась другое название, появившееся из аббревиатуры улицы, – «БЖ».
Появившееся в канун Олимпиады-80, это место сразу облюбовала разношерстная и неординарная публика. В начале восьмидесятых кафе было суперпопулярно не только среди рядовых жителей и гостей столицы, но и среди элиты (художников, музыкантов, писателей). Это объясняется тем, что «БЖ» находилось в непосредственной близости к Андреевскому спуску. Впрочем, очередь к кафешному прилавку тянулась от входных ступеней, а если уставший персонал делал себе перерыв на «перекур», толпа начинала ломиться вовнутрь, грозя вынести дверь.
«Квинта» славилась натуральным кофе и дешевым разливным спиртным (парадоксально, но закуска к приобретенному спиртному не пользовалась особенным спросом). А главным магнитом для постоянных посетителей была сама атмосфера кафе: бетонные «сосульки», свисавшие с прокопченного потолка, и обитые дерматином стены, на которых бегали друг за другом рисованные герои мультфильма «Ну, Погоди!».
Елена Викторовна: ««Квинта» на БЖ? Да… Лично я на нее смотреть без содрогания не могла, но встретить там можно было довольно «редкие ископаемые»!»
В кафе, среди прочей неформальной молодежи, можно было увидеть легендарных панков Егора Летова и Янку Дягилеву, киевские, популярные в 80-х, группы - «Коллежский асессор», «Банита Байда», «Эр. Джаз», художника-контркультурщика Валерия Лозового, кинорежиссера Асю Хребтову, поэтов и прозаиков - Бориса Олийныка, Юрка Позаяка, Андрея Куркова и др. Впрочем, если говорить о музыкантах, то нередко посиделки в подвальном кафе заканчивались массовыми импровизированными джем-сейшнами.
Достопримечательностью «Квинты» еще был музыкальный автомат – немногие заведения такого формата могли позволить себе такую «роскошь».
Олег, киевлянин, 38 лет: «Первое, что вспоминается – туалет, вызывающий стойкие ассоциации с гальюном затонувшей подводной лодки. А вот кофе там был неплох. И водку на разлив отпускали в графинчиках… Можно было и траву купить, и тут же, в подворотне, «употребить». Близость главной «ментовской» конторы только добавляла остроты ощущений».
Конец «Квинты» довольно прозаичен и банален. Сначала начался ремонт, затянувшийся на продолжительное время, а потом на месте культового кафе появилось одно из сетевых кофейных заведений…
Заведение на Подоле (угол Игоревской и Жданова, сейчас – Сагайдачного) возле Речного вокзала с крышей в виде перевернутой лодки – это и был бар «Бриз». Сейчас на его месте ресторан еврейской кухни «Цимес».
«Бриз» располагался в глубоком подвале, оформленном под корабельную палубу с уютными кабинками-«каютами», а вход в кафе украшал перевернутый дощатый баркас. В предбаннике – якорь. Все было в виде трюма – все сидят в кабинках, в конце - барная стойка… «Бриз» даже пережил «перестроечную» войну с алкоголем под видом морожницы (но все равно продавали пиво).
Петр, 46 лет: «В 1982 году я выпил там свой первый в жизни коньяк! Эти самые кабинки – мечта студента! А какая бурная личная жизнь там протекала! До слез жаль «Бриз»…»
Кстати, есть еще одна отличительная черта этого бара – платный вход. Сегодня тяжело представить паб, берущий с посетителей плату только за то, чтобы попасть вовнутрь… Но в 90-х вход в «Бриз» равнялся цене 4-х кружек пива (внутри же к пиву по 35 коп за пол-литра можно было бесплатно брать соленые сушки из бумажного мешка у стойки). Этот факт не отпугивал посетителей, в вечернее время толпами валившими в бар пообщаться и выпить «пенного». А еще с конца шестидесятых здесь любили собираться киевские водники и судостроители с «Ленкузни», «обмывавшие» в «Бризе» свежепостроенные суда. Вечером попасть в бар простому прохожему было не так-то и просто…
К слову, пивная «выплыла» даже в штормовые 90-е, когда тогдашний подольский «авторитет» Князь искромсал ножом ее директора, отказавшегося выплачивать «дань» бандитам. Однако в начале нового века заведение перешло в руки новых владельцев, открывших на его месте ресторан.
Еще на Прорезной, 10 был кафетерий, где собирался весь цвет современной украинской литературы, актеры Молодого театра и телевизионщики. Из-за ассортимента закусок среди своих гастроном называли «сарделька» или «колбаса». Не смущали завсегдатаев даже чашки с отбитыми ручками, с которыми они часами общались на улице, под гастрономом. К слову, чашки выдавались под залог…
А еще можно вспомнить о кафе «Стекло» (или «Загон»), находившееся возле еще одного культового места – ресторана «Столичный» (о нем мы уже писали в предыдущей статье) – в том же давно снесенном здании. О «Стекле» в свое время спел легенда киевского панк-рока Гена Дунаев («Панк-отряд»). Наверное, эта песня характеризирует многие неформальные кафе столицы времен перестройки…
Как-то вечером пришел я под «Стекло».
Вижу – делать нечего, на улице тепло.
Панки все собрались – на друг друга плюют,
Хиппи все сбежались и ищут приют.
Пацифики искрятся, фенечки блестят!
Ах, какой дивный наряд!..
(По материалам сайта Наш Киев)